Какими бы прагматиками и атеистами люди не были, в их речи периодически встречаются высказывания с давно забытым ритуальным подтекстом. Так, например, в состоянии испуга или сильного потрясения восклицают: «Чур, меня!» - и после этих слов на душе почему-то становится легче и спокойнее. Кто же такой этот загадочный Чур, и отчего мы до сих пор обращаемся к нему в трудную минуту?
По старинным преданиям, когда-то очень давно произошло разделение священного войска: часть его осталась оберегать мир на небесах, а другая часть спустилась на землю, чтобы защищать человечество. Сварог приказал своему внуку Чуру охранять людей и справедливо разделить между ними земельные угодья.
Увидев раздающего земли Чура, люди стали кричать, привлекая его внимание: «Чур, это мне! Чур, мое!». После того, как все участки были розданы, Чур раздал людям деревянные бревна, распорядившись установить их на границах земельных наделов, чтобы никто не осмелился присвоить чужое и нарушать границы земель без позволения хозяина. Позднее такие бревна стали именовать чурками. Из них мастерили изображения бога Чура и символы своей семьи.
Сварог - божество огня и семейного очага, покровитель кузнечного дела из божественного пантеона славянских народов. Сварог – бог-хозяин, сотворивший священный огонь. Некоторые считают его отцом бога неба Даждьбога, а другие – покровителем Солнца. Сварог славится невероятной мощью и воинскими подвигами.
Чур не только охраняет имущество и землю людей, но и оберегает их от нечистой силы, проклятий и черной ворожбы. Человеку достаточно сказать: «Чур, меня!», попросив покровительства – Чур отреагирует на призыв и защитит от несчастья.
Чур – бог рода, один для всех, но при этом каждый род имеет своего Чура-прародителя, хранителя семьи, который берет под защиту своих потомков и их собственность.
В каждом жилище древних славян непременно имелось изображение бога Чура, который оберегал дом и покровительствовал Домовому, при уважительном к себе отношении помогающему хозяйке во всех делах.
Пожалуй, Чур – единственный бог древних славян, которого люди, сами того не осознавая, почитают до сих пор, упоминая в повседневных выражениях. Когда нам что-то не по вкусу, мы говорим, что это «чересЧУР» для нас, то есть, свыше всякой меры. А заметив что-то неприятное, выходящее за привычные рамки, называем его «выЧУРным».
Однако мы настолько избалованы достижениями цивилизации, и не вспоминаем о том, как тяжело трудились наши предки, чтобы защитить свой дом от бедствий и недобрых людей. Сегодня, покидая квартиру и включая охранную сигнализацию, мы не говорим: «Чур, мое!», а возвращаясь домой, мы не благодарим древнего бога за то, что он сохранил наше имущество. И уж, тем более, нам не приходит в голову предложить Чуру и его помощнику Домовому дары – требу, ведь мы такие современные, «продвинутые» и цивилизованные люди! И напрасно.
Треба – языческий обычай преподнесения даров или пожертвований богам и предкам у древних славян. В виде требы богам могут использоваться как продукты, так и предметы быта, одежды, военное снаряжение.
Пусть огонь нынче легко разжечь на плите, а не в печи, свет дает электролампа, а не лучина, но магия и сверхъестественное, как и раньше, присутствуют в этом мире. И человек по-прежнему остался совершенно беспомощными перед злом. Так что, зря мы забыли, как важна и нужна для нас защита Чура. Произнося по привычке: «Чур, меня!», мы призываем бога и просим его покровительства, но как настоящие эгоисты забываем о благодарности. Получаем помощь, но ничего не отдаем взамен. А ведь совсем не сложно угостить могущественного, но великодушного бога кашей и молоком, медом и хлебом. Чур не появляется ниоткуда, чтобы разрешить наши проблемы и снова уйти в никуда. Он всегда рядом с нами. Возможно пришло время нам вспомнить о нем.
Если Вам понравилась статья, оцените ее, поделитесь со знакомыми посредством социальных сетей нажав кнопку ниже, либо обсудте оставив комментарий ниже!
Комментарии